Росправомед

Защита прав пациентов

5/5
Защита прав пациентов

Защита прав пациентов сегодня является острой необходимостью в стране. Грубое отношение со стороны медицинского персонала, врачебная халатность и многие другие нарушения прав пациента — уже давно не редкость в стенах российских лечебниц.

Следует отметить, что большинство таких ситуаций происходит, прежде всего, из-за юридической неграмотности народа, которая позволяет оставить безнаказанными главных нарушителей. Чтобы не стать заложником подобных обстоятельств, каждому гражданину, необходимо не только быть ознакомленным, но и четко знать свои права в сфере здравоохранения.

Важнейшие права пациента в России

В нормах законодательства Российской Федерации предусмотрен целый ряд позиций, на которые имеет право гражданин, обращаясь в медицинское учреждение. Согласно ФЗ №323 от 21.11.2011г., регулирующему права и обязанности пациентов, можно выделить следующий перечень основных правовых возможностей человека:

  1. Право на информирование пациента относительно его состояния здоровья, прав и обязанностей.
  2. Право на выбор лечащего врача и медицинского подразделения.
  3. Право пациента на получение медицинской помощи в медучреждении.
  4. Право на получение полноценной консультации от соответствующих специалистов.
  5. Право на участие в профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, и осуществляемых в медицинских организациях.
  6. Право на притупление боли, лекарственными препаратами, или же, другими доступными способами, полученной, в процессе осуществления вмешательства со стороны медицинского персонала, или же, во время протекания болезни.
  7. Право на хранение данных о здоровье пациента, являющихся врачебной тайной.
  8. Право выбора пациентом лиц, обладающих возможностью получения информации о его физическом состоянии.
  9. Право пациента на отказ от осуществления каких-либо действий со стороны медицинского персонала.
  10. Право пациента, находящегося на стационарном лечении, на получение бесплатного питания.
  11. Право на допуск священнослужителя, адвоката, а также, лица, являющегося законным представителем, к пациенту, для осуществления необходимых мероприятий.
  12. Право на возмещение вреда, нанесенного здоровью пациента, в процессе получения медицинской помощи.

Таким образом, каждый гражданин, являясь пациентом, вправе требовать, получать и защищать свои права, нацеленные на высококачественное обслуживание в медицине.

Когда же физическое лицо получает статус «пациента»?

Статус «пациента» или «больного» присваивается человеку, лишь после официального обращения в медицинское учреждение. Уровень лечебной организации не имеет никакого значения: государственная или частная, поликлиника или больница, и т.д.

Для получения статуса, гражданину необходимо сделать, на выбор, следующий шаг:

Согласно нормативно-правовым актам, пациентом считается – физическое лицо, обратившееся за получением медицинской помощи. При этом, наличие болезни у гражданина, на момент обращения к доктору, не является обязательным фактором. Более того, человек имеет право обратиться  в медицинское заведение на любой стадии лечения, даже если врачебное вмешательство уже начато.

Какой законодательной базой пользоваться в процессе защиты прав пациента?

Следует отметить, что не всегда, у больного, есть возможность обратиться за юридической консультацией к компетентному специалисту. В этаком случае, пациенту необходимо знать, где найти нужный пункт законодательной нормы, который поможет урегулировать возникшую проблему и поспособствует самостоятельной защите своего права.

Проанализировав действующее законодательство, оказывающее прямое или косвенное воздействие на гарантию и защиту прав пациента, получился целый список полезных юридических документов. К ним относятся:

Куда же обращаться пациенту при нарушении его прав?

Сегодня на территории России разработана целая система, направленная на защиту прав гражданина на качественное медицинское обслуживание. Процедура защиты таких прав может осуществляться как на досудебной стадии, так и в судебном порядке.

На стадии досудебного разбирательства, пациент может смело обратиться за защитой своих прав к общественным объединениям. Именно здесь собраны активисты, которые готовы за идею помочь в осуществлении защиты нарушенных прав пациента. На сегодняшний день их достаточно много и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах государства. К наиболее распространенным относятся:

  1. Общества по защите прав потребителей
  2. Общественные движения, сосредоточенные на осуществлении защиты прав человека и на охрану здоровья
  3. Третейские суды
  4. Этические комиссии/комитеты
  5. Профессиональные организации, а также, их ассоциации медицинского и фармацевтического характера
  6. Другие объединения по защите прав пациентов

Кроме того, существуют и органы государственного образца, занимающиеся разрешением конфликтных ситуаций в российской медицине, основанных конкретно на нарушениях прав пациентов. Среди таких спецслужб значатся:

  1. Органы управления здравоохранения и исполнительной власти
  2. Страховые компании и Территориальные фонды
  3. Администрации ЛПУ
  4. Филиал по вопросам охраны здоровья и защиты прав пациента при Уполномоченном по правам Человека в РФ
  5. Лицензионно-аккредитационные комиссии

В каких еще ситуациях потребуется защита прав пациента?

Важно знать, что медицинский работник, нарушая хотя бы один из пунктов, приведенного в данной статье перечня, может быть привлечен к административной, а в некоторых случаях, и к уголовной ответственности. Однако, не только нарушения прав, определенных Федеральным Законом №323 от 21.11.2011г., требуют активной юридической подкованности, но и возникновение следующих ситуаций:

Как показывает практика, количество аналогичных ситуаций с каждым годом все активнее увеличивается. Однако, в большинстве случаев, подобным спорам не дает дальнейшего хода «круговая порука» (прикрытие друг друга медицинскими работниками). Самостоятельные походы по различным инстанциям, в целях защиты своих прав, лишь изредка дают положительный результат. Поэтому, при возникновении всевозможных казусов, юристы-профессионалы рекомендуют, в кратчайшие сроки, обращаться за помощью к высококвалифицированным специалистам в области юриспруденции.

Благодаря, глубоким и специализированным познаниям, хороший адвокат сможет максимально быстро и эффективно разрешить любой конфликт, в пользу своего клиента. Профессиональный юрист по медицинским делам грамотно осуществляет судебную и досудебную поддержку доверителя. Он с легкостью, возьмет на себя целый ряд рутинных действий, таких как:

Подводим итоги

Таким образом, даже в самой сложной ситуации, твердо зная свои права и гарантии, четко определенные главой государства, всегда можно найти справедливость в виде наказания виновного, и получении достойного возмещения (как морального, так и материального), в результате нарушения прав, касаемых самого ценного, что есть у человечества – жизни и здоровья! Не нужно бояться, нужно смело защищать свои права!

YuristLaskovets

Автор статьи: Ласковец Елена Альбертовна

Юрист по медицинскому праву в делах по врачебным ошибкам и правам пациентов.

По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

Синий шаблон записи

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

300 РУБЛЕЙ  БЕСПЛАТНО

*До 30.03.2024

Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.

Как это работает?
Заполните форму

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *