Федеральный:
Москва:
Санкт-Петербург:

Права кредитора

Права кредитора
Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Кредитор — это юридическое или физическое лицо, выдавшее кредит другой стороне и имеющее право требовать от нее выплаты долга. Иными словами, кредитором является сторона, за которой закреплено право денежного требования от должника выполнения обязательств, например, по возврату долга, по обязательным платежам, налогам и сборам, по зарплате, отпускным и выходным пособиям. В этой статье будут подробно рассмотрены права кредитора, конкурсного и залогового кредитора, а также права комитета кредиторов.

Общие сведения

Согласно законодательству РФ в процедуре банкротства должны учитываться интересы заемщика и его кредиторов. Однако, именно невозможность удовлетворения интересов кредиторов и является причиной признания несостоятельности должника. При этом законодательство разделяет права кредиторов в деле о банкротстве на две группы:

Также объем предоставляемых прав зависит от типа кредитора:

При банкротстве права кредиторов в значительной степени зависят от того, какова их доля требований от общего объема неисполненных должником обязательств. Одновременно с этим законодательство предусматривает возможность для миноритарных кредиторов объединять свои требования в одно, с целью обеспечения большего объема полномочий.

Интересом кредитора в деле о банкротстве является исполнение должником своих финансовых обязательств перед ним. Если обязательства должника не являются денежными, то по закону они не могут быть заявлены в конкурс. Такие обязательства должны предъявляться в суд вне конкурса и рассматриваться в процессуальном порядке.

В качестве кредиторов могут выступать не только физические или юридические лица, но и государство, российские региональные и муниципальные организации в качестве уполномоченных органов.

Если банкрот не исполнил свои обязательства по налогам и сборам, то его кредиторами будут Федеральная налоговая служба и соответствующие фонды: пенсионный и соцстрахования, которые участвуют в процессе от имени уполномочившего их органа власти, а не в своих собственных интересах, и поэтому не могут быть конкурсными кредиторами. Формально они даже не входят в перечень участников дела.

Физические лица, работники, не получившие причитающейся им заработной платы, положенных вознаграждений, премий и компенсаций, также имеют право заявления своих требований в деле о финансовой несостоятельности.

Рассматриваемые дела в российских судах, %

Структура дел о банкротстве, %

С какой целью подают на банкротство, %

Укажите Вашу причину банкротства и узнайте наиболее распространенную

Конкурсные кредиторы

Конкурсным кредитором может быть признано лицо, которое имеет документальные доказательства денежных обязательств должника, своевременно подало заявление управляющему о включение своих требований в реестр кредиторов и при этом в ходе арбитражного заседания их включили в реестр.

Реестр требований кредиторов

Кредиторы, заявившие о своих материальных претензиях в деле о банкротстве, фиксируются в специальном учетном документе, называемом реестром требований кредиторов, для включения в который необходимо своевременно подать заявление, после размещения в СМИ (Коммерсант или Федеральный реестр) соответствующего объявления управляющим. 

На этом этапе дела управляющий описывает все имущество должника с целью дальнейшей его распродажи в процессе конкурсного производства и направления вырученных от его продажи денежных средств на погашение требований кредиторов, указанных в реестре.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Законодательством предусмотрено три очереди требований кредиторов:

первая очередь – это требования граждан, перед которыми у должника имеется ответственность по компенсации морального вреда и за причиненный вред жизни или здоровью;

вторая очередь – это обязательства должника по выходным пособиям и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам и вознаграждения по авторским договорам;

третья очередь – это требования других кредиторов.

Тем самым, государство обеспечивает равную защиту требований по обязательным платежам, то есть требований государства, и требований конкурсных кредиторов.

Перечень внеочередных расходов, предусмотрен Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002:

  1. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
  2. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети «Интернет» и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения.

Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляет доработку программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в том числе для обеспечения соответствия функций Единого федерального реестра сведений о банкротстве требованиям законодательства, оптимизации его работы, обеспечения безопасности и защиты содержащейся в нем информации.

Для целей настоящего Федерального закона оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве является юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме, и определено регулирующим органом в соответствии с федеральным законом.

Порядок взаимодействия оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве и регулирующего органа устанавливается регулирующим органом.

  1. Наряду со сведениями, подлежащими включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включению в указанный реестр подлежат сведения, перечень которых устанавливается регулирующим органом.

Проверка достоверности сведений о должнике при включении их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве осуществляется оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве посредством их сопоставления со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

  1. Препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным настоящим Федеральным законом сведениям не должны являться установленные регулирующим органом порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, порядок и сроки включения в него указанных сведений арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями, органом по контролю (надзору), организаторами торгов, операторами электронных площадок, иными лицами, обязанными в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами регулирующего органа включать указанные сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в сети «Интернет». Размер платы за включение указанных сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, установленный регулирующим органом, может увеличиваться не чаще чем один раз в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Доступ к официальному изданию, в котором осуществляется опубликование сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, его тираж, периодичность, порядок и срок опубликования сведений о банкротстве в таком официальном издании, цена опубликования сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в таком официальном издании (устанавливаются Правительством Российской Федерации) не должны являться препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к указанным сведениям.

Цена опубликования сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может индексироваться не чаще одного раза в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

4.1. Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.

Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, могут быть включены в него в порядке, установленном статьей 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

4.2. Лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Сведения, включенные в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с абзацем вторым пункта 4.1 настоящей статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса, включившего указанные сведения.

  1. Возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или решением собрания кредиторов.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов, связанных с включением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, соответствующие действия осуществляются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве.

Возмещение расходов, связанных с включением сведений о саморегулируемых организациях в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств саморегулируемой организации.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с арбитражного управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

В случае, если сведения об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, о признании его действий (бездействия) незаконными, взыскании с арбитражного управляющего убытков указанным арбитражным управляющим не включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение месяца с даты вынесения соответствующего судебного акта, включение таких сведений осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих за счет собственных средств с последующей компенсацией понесенных затрат за счет средств указанного арбитражного управляющего.

Включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется без взимания платы.

  1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:

о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о прекращении производства по делу о банкротстве;

об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым — шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

6.1. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:

наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);

наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;

фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;

наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;

стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;

сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;

балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;

выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;

дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.

6.2. По результатам наблюдения соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;

выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения;

сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

6.3. По результатам финансового оздоровления соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

даты вынесения судебных актов о введении финансового оздоровления и об окончании финансового оздоровления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании финансового оздоровления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе финансового оздоровления требований по каждой очереди требований;

сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам финансового оздоровления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам финансового оздоровления;

сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

6.4. По результатам внешнего управления соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

даты вынесения судебных актов о введении внешнего управления и об окончании внешнего управления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании внешнего управления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе внешнего управления требований по каждой очереди требований;

сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план внешнего управления, о сделках, подлежащих согласованию с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона;

сведения о предложении арбитражного управляющего по результатам внешнего управления, содержащемся в отчете внешнего управляющего, сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам внешнего управления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам внешнего управления;

сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

6.5. По результатам конкурсного производства соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

даты вынесения судебных актов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе конкурсного производства требований по каждой очереди требований;

сведения о стоимости активов, не включенных в конкурсную массу, привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;

сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам конкурсного производства и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства;

сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

6.6. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве ежеквартально представляет в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, сводную информацию за соответствующий период на основе предусмотренных пунктами 6.1 — 6.5 настоящей статьи сведений о результатах процедур, применявшихся в деле о банкротстве. Такая информация должна содержать следующие сведения:

совокупный размер требований кредиторов на дату представления сводной информации по находящимся в производстве арбитражных судов, а также завершенным за соответствующий период делам о несостоятельности (банкротстве), в том числе с выделением суммы требований по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций и указанием количества работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда;

общая сумма удовлетворенных в ходе процедур, применявшихся в деле о банкротстве, требований по каждой очереди требований;

сумма расходов на проведение процедур, применявшихся в деле о банкротстве, с указанием размера выплаченного арбитражным управляющим вознаграждения и сумм расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражными управляющими для обеспечения их деятельности;

количество заключений о наличии и заключений об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации.

6.7. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, следующие сведения:

в отношении должника — юридического лица: наименование и идентифицирующие должника сведения (основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика), о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество соответствующего арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений;

в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя: фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество гражданина (в случае перемены имени также ранее присвоенные фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество гражданина), дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), основной государственный регистрационный номер (в отношении индивидуального предпринимателя), о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, завершении процедуры реализации имущества гражданина и дате завершения такой процедуры, прекращении производства по делу о банкротстве, а также о дате и об основании прекращения указанного производства;

иные сведения, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.

  1. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы наряду с опубликованием в определенном в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи официальном издании в иных средствах массовой информации.

Решением собрания кредиторов могут быть предусмотрены иные сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

  1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);

наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;

фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.

Также необходимо отметить, что перечень внеочередных расходов конкурсного производства не является исчерпывающим.

Общие права кредитора при банкротстве должника

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет полный перечень прав кредиторов, а именно:

Однако, для конкурсных кредиторов законом определены более широкие права. В частности, они уполномочены:

Права конкурсного кредитора на общем собрании кредиторов

В соответствии с законодательством созыв и проведение общего собрания кредиторов может осуществляться государственными органами, участвующими в рассмотрении деле и конкурсными кредиторами.

При проведении общего собрания конкурсный кредитор, может реализовать право:

Одновременно с этим при проведении общего собрания права кредиторов распределяются не равномерно, а в соответствии с долями их требований в общем объеме задолженности.  

Казалось бы, все уже давно выяснено, однако остаются некоторые вопросы. Например, что является основанием для включения в реестр требований кредиторов. Ведь многие даже не задаются таким вопросом. В любом случае необходимо обязательно понимать, что такое:

Заявление о включении в реестр требований кредиторов

Процедура внесения данных в реестр требований кредиторов регламентирована ...
право

Права комитета кредиторов

Если количество кредиторов больше 50-ти, то по закону в обязательном порядке следует сформировать комитет кредиторов, то есть представительный орган, создаваемый в ходе общего собрания, на котором определяется количество членов комитета от 3-х до 11-ти, а также компетенции и полномочия комитета кредиторов.

Законодательством определены следующие права для комитета кредиторов:

Сервисы

Совет юриста

Юрист поможет составить и подать иск

Задать вопрос

Страхование жизни

Страхование жизни и здоровья

Найти свою страховку

Права залогового кредитора при банкротстве

Залоговый кредитор в процессе несостоятельности — это кредитор, имеющий к должнику материальные требования, особенностью которых является обеспечение той или иной формы залога. Так как по закону, признание должника банкротом не является причиной для прекращения возникших ранее залоговых отношений.

Ключевым правом залогового кредитора является полномочие требовать погашения перед ним задолженности за счет средств от реализации на торгах залогового имущества.

Однако, важной особенностью прав залогового кредитора является отсутствие у него права голоса на общем собрании кредиторов. Он вправе голосовать только по общим вопросам.

Уступка права требования

В соответствии со статьей 382 ГК РФ между кредиторами возможно проведение сделки по передаче одной стороной, и принятии другой права требования с должника исполнения обязательств. В соответствии с определением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ уступка прав требований является заменой кредитора по конкретному обязательству.

  1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
  2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).

  1. Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.
  2. Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.

Проведение такой процедуры возможно:

Для проведения уступки требования необходимо учесть некоторые условия:

Во-первых, право уступки должно быть бесспорным и возникнуть до момента его передачи.

Во-вторых, оплата права уступки не должна зависеть от факта получения новым кредитором средств от должника.

Другими словами, заключение сделки с обязанностью нового кредитора передать полученные деньги первоначальному за вычетом своей комиссии не допускается.

11 важных шагов для реального возврата своих денег

уберегут вас от проблем
сэкономят вам нервы
сохранят ваше здоровье
Проведение переговоров с должником
При возникновении задолженности необходимо начать с должником переговоры о погашении им долга и определить, намерен ли он выплачивать задолженность или просто тянет время. Параллельно необходимо проанализировать деятельность должника, а также его возможные изменения в ЕГРЮЛ: смена наименования, адреса, директора, продажа доли, вывод участников, ликвидация, реорганизация, слияние, банкротство.
Сайт ИФНС для проверки поданных на регистрацию документов
Направление должнику претензии
Если должник является недобросовестным и не собирается возвращать долг, то ему необходимо направить претензию об оплате возникшей задолженности.
Помощь юриста в составлении претензии
Подготовка искового заявления в суд
После направления должнику претензии следует заранее составить исковое заявление в суд о взыскании задолженности. Собрать и подготовить необходимую доказательную базу.
Помощь юриста в составлении иска
Заявление обеспечительных мер
Необходимо подготовить и заявить в Арбитражном суде обеспечительные меры, которые включают в себя запрет на совершение должником любых связанных с внесением в ЕГРЮЛ регистрационных действий, запрет в осуществлении должником отчуждения принадлежащей ему собственности, наложение ареста на денежные средства, наложение ареста на движимое и недвижимое имущество и осуществление в отношении его регистрационных действий, сделок по переоформлению имущества, купли-продажи, запрет ИФНС вносить в ЕГРЮЛ соответствующие записи в отношении должника.
Помощь юриста в организации обеспечительных мер
Подача искового заявления в суд
Если ответ на претензию не получен в течение установленного законом срока в 30 дней или должник предложил неприемлемые условия возврата долга, то необходимо подать исковое заявления в Арбитражный суд и, если этого не было сделано ранее, заявить обеспечительные меры.
Помощь юриста в подаче иска в суд
Участие в судебном процессе
В ходе судебного процесса следует продолжать контролировать должника, чтобы он не смог внести какие-либо изменения в ЕГРЮЛ. Если обнаружиться, что в период рассмотрения дела в суде должник пытается внести изменения в ЕГРЮЛ, то необходимо в срочно их заблокировать подачей соответствующего ходатайства в суд для получения на руки исполнительного листа.
Получение исполнительного листа
После получения исполнительный лист на руки появляется возможность подать исполнительный лист непосредственно в банк должника и при наличии там денежных средств, банк осуществит погашение возникшей задолженности в течение 3-х дней.
Предъявление исполнительного листа в ФССП
Если через банк взыскать задолженность не удалось, то исполнительный лист предъявляется в ФССП и работы с судебным приставом по направлению ему запросов о вызове должника, об объявлении его в розыск, о получении информации о его счетах и имуществе, для чего направлять запросы в ИФНС, Росреестр, ГИБДД, МВД, ПФР, осуществлять возбуждение производств о признании сделок мнимыми или притворными, для определения финансового состояния запросить через Росстат бухгалтерские балансы, осуществлять выезды по известным адресам местонахождения должника.
Подача заявлений в МВД и прокуратуру
Параллельно с подачей исполнительного листа в ФССП следует осуществить возбуждение уголовного дела. Заявления можно подавать как по месту нахождения должника, так и по местам проживания его владельцев и директора, которые можно узнать исходя из расширенных выписок, полученных в ФССП. Возможность привлечения директора и владельцев к уголовной ответственности сделает их сговорчивее для уплаты долга.
Помощь юриста в составлении заявлений в МВД и прокуратуру
Бездействие судебного пристава
Если судебный пристав вечно занят, его постоянно нет на месте, он не отрабатывает ваших запросов, то необходимо на него направлять жалобу руководству судебных приставов и в прокуратуру. Если это не помогает, то следует обращаться в суд с иском о взыскании с ФССП убытков и процентов за бездействие судебного пристава-исполнителя.
Помощь юриста в составлении иска к ФССП
Субсидиарная ответственность
Если предыдущие меры не помогли взыскать задолженность, то необходимо начать процедуру банкротства должника, через инициирование процесса отмены сделок по выводу имущества должника и привлечение директора и владельцев к субсидиарной ответственности.
Помощь юриста
Previous
Next
Пройдите опрос и узнайте мнение других читателей
Что Вы обычно делаете, если испытываете стресс, сильное напряжение?
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ПОРА ДЕЙСТВОВАТЬ, НЕ ОТКЛАДЫВАЯ ЗАДАЙТЕ ИХ ПРАКТИКУЮЩИМ ЮРИСТАМ.
Автор статьи: Пахомова Антонина Семеновна
Автор статьи: Пахомова Антонина Семеновна

Юрист со специализацией по финансовому праву в делах по банкротству и задолженностям.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ — ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

ДАВАЙТЕ ПРОДОЛЖИМ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Собрание кредиторов в процедуре банкротства
Собрание кредиторов применяется только в процедуре банкротства и по своей форме похоже на собрание акционеров, однако построено оно по совершенно другим правилам. Собрание кредиторов регламентировано Федеральным законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002, в котором прописаны все особенности и правила процедуры.
ПРАВО

По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

Консультируйтесь с юристом не выходя из дома

Здесь можно получить бесплатную юридическую консультацию никуда не выезжая и без записи на прием. Во время нее опытный и квалифицированный юрист в доступной форме разъяснит все  тонкости и нюансы правовых вопросов российского  законодательства. Вся информация конфиденциальна и сведения не подлежат разглашению. Если ваш вопрос очень срочный, позвоните по телефону горячей линии прямо сейчас. 

Как это работает?
Заполните форму
Другие статьи по теме
НОВОЕ НА САЙТЕ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *