Росправомед

Бесплатная линия: 8 (800) 555-67-55 доб. 649

LOGO2

Право пациента на получение своевременной медицинской помощи.

5/5

Государственная программа ОМС изначально была призвана защитить интересы наибольшего числа граждан в сфере получения медицинской помощи. Однако даже наличие страхового полиса не гарантирует идеального соблюдения прав получателей медпомощи. Насколько эффективна будет защита права пациента на получение своевременной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, в большой мере зависит от уровня информированности застрахованных лиц и их готовности отстаивать свои интересы в случае ущемления.

Даже продуманные и налаженные схемы способны давать сбой, когда происходят непредусмотренные ситуациями или просто редко возникающие ситуации. Это тем более актуально для вопросов, связанных с состоянием здоровья и оказанием медпомощи.

В поликлинике отсутствует нужный специалист

Довольно распространенная ситуация: врача нужной специальности на текущий момент в поликлинике нет, потому что он уволился, болен, в отпуске и т.п. Но вопросы здоровья не терпят промедления, да и в большинстве случаев требуется все же доктор определенной специальности.

Больной в остром состоянии имеет право на прием без записи. Впрочем, к врачу-специалисту он, скорее всего, все равно попадет только с направлением терапевта.

Наличие полиса ОМС подразумевает возможность обращения за медпомощью в любую государственную поликлинику страны. И если при длительном проживании в чужом населенном пункте желательно прикрепиться к близлежащей поликлинике, то в случае боли или острого состояния прикрепления не требуется. Даже если вы прибыли сюда на считанные несколько дней или вообще проездом – вас должны будут принять и оказать необходимую помощь.

В какие сроки должна оказываться помощь в рамках ОМС?

Обратившемуся за медпомощью обладателю полиса ОМС полезно знать:

Но все это касается неострых состояний, планового обследования и лечения. В случае угрозы жизни, сильных болей и острого состояния меры для диагностирования и лечения должны быть приняты немедленно.

Что делать в случае нарушения: пожаловаться в страховую компанию, Министерство здравоохранения, к региональному уполномоченному по правам человека.

Обеспечение лечащихся в стационаре медикаментами и медицинскими изделиями

Пациенты стационара должны быть бесплатно обеспечены лекарствами, перевязочным материалом, необходимыми средствами ухода и прочими медицинскими изделиями. Это оговорено стандартом медицинской помощи.

Не подходит лекарство по льготному или бесплатному обеспечению? Если назначенное доктором лекарство не помогает либо ухудшает состояние, например, вызывает аллергическую реакцию, следует с помощью врача подобрать замену в рамках соответствующих перечней. А если подходящий вариант отсутствует, решать вопрос должна врачебная комиссия, создаваемая учреждением здравоохранения по месту проживания пациента. Пациенту же следует предоставить до рассмотрения задокументированные доказательства того, что лекарство не подошло. Индивидуальную непереносимость врач должен указать в медкарте, либо ее следует подтвердить консилиумом иного медучреждения.

Если по льготному рецепту отказали в аптеке

Вариантов два:

Существуют прецеденты, когда пациенту региональным Министерством здравоохранения компенсировали не только стоимость лекарств, но и транспортные расходы, так как за лекарством пришлось выезжать за пределы региона.

Могут ли застрахованному предлагать платную медицинскую услугу?

Нередки случаи, когда владельцу полиса ОМС предлагают пойти на платный прием к врачу либо платно обследоваться. В этом случае стоит уточнить, входит ли предлагаемое исследование в перечень базовой или региональной программы ОМС, в стандарт лечения данного заболевания. Если  не входит – попросите врача обосновать необходимость такого обследования, если входит – это основание обратиться в страховую компанию за разъяснением либо за компенсацией уже понесенных затрат. Причем ваши уточнения и ответы врача должны быть внесены в медкарту. И, разумеется, в обязательном порядке должны быть сохранены для предъявления платежные документы – чеки.

Для получения компенсации нужно будет подать заявление в страховую компанию, приложив копии чеков. А страховая компания должна рассмотреть заявление, руководствуясь законами РФ в области обязательного медицинского страхования. Если расследование установит наличие нарушения ваших прав, это даст законное основание требовать компенсации затрат.

И не следует забывать: пациент является потребителем медицинской услуги, даже если не платит за нее лично, а предъявляет полис, поэтому может пользоваться всеми положенными законодательством правами потребителя. Кроме того, за защитой своих прав он может обращаться к уполномоченному по правам человека.

Portrait of serious businessmen standing together

Автор статьи: Дрошев Андрей Владленович

Юрист по медицинскому праву в делах по врачебным ошибкам и правам пациентов.

По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

300 РУБЛЕЙ  БЕСПЛАТНО

*До 07.12.2022

Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.

Как это работает?
Заполните форму

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *