КоАП Сроки давности привлечения к административной ответственности

В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным. Установленные законодателем в КоАП сроки давности привлечения к административной ответственности зависят от вида и характера административного правонарушения, они поставлены в зависимость от вида административного наказания и налагаются как на физических, так и на юридических лиц.
Что такое административное правонарушение?
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает правонарушение, как противоречащее закону действие, совершенное юридическим или физическим лицом. При этом правонарушением признается не только уже совершенное действие, но признающееся, как общественно опасное его отсутствие.
Административное правонарушение является наказуемым и отличается от преступления степенью его общественной опасности. КоАП и законы субъектов РФ регламентируют административную ответственность за совершение противоправных действий, которыми принято считать:
- нарушения в сфере транспортных перевозок,
- посягательства на права и здоровье граждан,
- несоблюдение правил охраны окружающей среды и т.д.
К административным наказаниям относятся:
- штрафы,
- административный арест,
- общественные работы и т.д.
Кроме определенного судом наказания, виновный в совершении административного правонарушения обязан возместить причиненный ущерб или исполнить невыполненные обязательства, которые стали основанием для вынесения наказания.
Что такое исковая давность?
Гражданский кодекс определяет исковую давность, как срок, установленный судом для защиты законных прав и интересов лица, чьи права были нарушены. На практике исковая давность заставляет участников гражданско-правовых отношений своевременно предъявлять требования о защите своих законных прав и интересов в случаях их нарушений. Так как лицо, чьи права были нарушены, лишается судебной защиты по истечении срока давности.
С какого момента исчисляется срок давности административного правонарушения?
Срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают в зависимости от конкретного состава:
- с момента незаконного действия или бездействия;
- с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия или бездействия.
Сроки исковой давности по административным нарушениям
Законодательство определяет свои сроки давности для каждой законодательной отрасли и регламентирует их конкретным законодательным документом. Сроки исковой давности по гражданским делам определены статьями 195-208 ГК РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям установлены в статьях 4.5-4.6 КоАП РФ.
Следует отметить, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности. Законодательство определяет следующую давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:
- Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2-х месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок - 3 месяца) с момента совершения правонарушения.
- Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения.
- В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления.
- За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет.
- При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией.
- Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.
При неисполнении этого обязательства дело об административном правонарушении передается в суд или судебным приставам, что влечет за собой увеличение суммы штрафа, исполнение обязательных работ на срок до 50 часов, административный арест на срок до 15 суток.
До передачи в суд споры по административным правонарушениям имеют возможность досудебного урегулирования. Кроме того, в случае удовлетворения ходатайства виновного лица о рассмотрении дела по месту его жительства, исковая давность по этому административному делу может быть приостановлена.
Приостановление дела начинается с момента удовлетворения представленного ходатайства, срок действия устанавливается до дня поступления материалов уполномоченному лицу или судье по месту жительства лица, совершившего правонарушение.
Особые определения сроков давности по административным делам
Для отдельных сфер законодательством предусмотрены особые сроки давности административных правонарушений:
Срок давности административного нарушения 1 год:
- Законодательство:
- об экспортном контроле;
- внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
- исключительной экономической зоне РФ;
- геодезии и картографии;
- наименованиях географических объектов;
- энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- охране здоровья граждан;
- защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
- безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП);
- авторском праве и смежных правах;
- товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
- использовании атомной энергии;
- налогах и сборах;
- защите прав потребителей;
- потребительском кредите (займе);
- кредитных историях;
- государственном регулировании цен (тарифов);
- естественных монополиях;
- основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
- рекламе;
- электроэнергетике;
- теплоснабжении;
- газоснабжении;
- лотереях;
- физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
- государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
- выборах и референдумах; участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- организации и проведении азартных игр;
- противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- акционерных обществах;
- обществах с ограниченной ответственностью;
- рынке ценных бумаг;
- клиринговой деятельности;
- организованных торгах;
- инвестиционных фондах;
- негосударственных пенсионных фондах;
- кредитной кооперации;
- сельскохозяйственной кооперации;
- микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
- ломбардах;
- противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- национальной платежной системе;
- открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов;
- заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП);
- контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП);
- организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
- основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- пожарной безопасности;
- промышленной безопасности;
- безопасности гидротехнических сооружений;
- градостроительной деятельности;
- техническом регулировании;
- собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- применении контрольно-кассовой техники;
- охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- исполнительном производстве;
- иностранных инвестициях на территории РФ;
- государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Патентное, антимонопольное, страховое законодательство
- Законодательство в области:
- охраны окружающей среды и природопользования;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП);
- водоснабжения и водоотведения; государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП);
- закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).
- Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).
- Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.
- Нарушения против порядка управления, если:
- не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа;
- не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров;
- не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.
Срок давности административного нарушения 2 года:
- Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.
- Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
- Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).
- Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.
- Законодательство о бухгалтерском учете.
Срок давности административного нарушения 3 года:
- Законодательство:
- о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП);
- несостоятельности (банкротстве).
Срок давности административного нарушения 6 лет:
- Законодательство:
- о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП);
- противодействии коррупции.

Автор статьи: Вингерт Дмитрий Карлович
Юрист с опытом судебных разбирательств гражданского, трудового и уголовного права.
По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
300 РУБЛЕЙ БЕСПЛАТНО
*До 08.12.2023
Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.
- Опишите свою ситуацию, можно вкратце, и нажмите кнопку "Задать вопрос".
- На следующем шаге укажите Ваше Имя, Телефон и Регион, в котором вы находитесь.
- Нажмите "Готово", чтобы передать свой вопрос нашим специалистам.
- Опытный юрист бесплатно изучит Вашу ситуацию, подготовит решение и перезвонит вам через несколько минут.
Доброго дня! Может кто-то подсказать: кто будет привлечен к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства?
Добрый день! К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в не целевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за не целевое использование средств неправомерно.
Здравствуйте! Было рассмотрено дело об административном правонарушении. Вынесенное решение было обжаловано о по решению суда оно было направлено на повторное рассмотрение. Будет ли нарушен срок привлечения к административной ответственности?
Добрый день! Согласно абзацу 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока. По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
По законодательству Российской Федерации уголовное дело может быть прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), например: отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования, смерть подозреваемого или обвиняемого и другие.
В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.
Здравствуйте! Спасибо за полезную статью.