Характеристика с места работы: как правильно написать

Характеристика с места трудоустройства составляется без строгих шаблонов. Однако это не дает права относиться к подготовке документа халатно, поскольку на основании содержания характеристики решается множество важных вопросов для работников. Рассмотрим порядок подготовки характеристики и области её применения.
Цели получения характеристики
Действующее законодательство не требует обязательного предоставления характеристик. Тем не менее, потребность в таком документе возникает при необходимости продемонстрировать профессиональные навыки и компетенции работника, его репутацию в деловых кругах, подход к выполнению служебных функций, взаимодействие с коллективом. Характеристика может потребоваться:
- при судебном разбирательстве уголовных, административных и гражданских споров;
- при трудоустройстве или заключении контракта с новым работодателем;
- при зачислении на образовательные программы или курсы профессионального развития;
- при рассмотрении кандидатуры на вышестоящую позицию или иные варианты карьерного развития;
- для решения других задач.
Рекомендуется запросить характеристику при расторжении трудового договора. Если документ не пригодится в скором времени, вы избежите необходимости обращаться за ним позднее. Также следует учесть, что в случае прекращения деятельности организации получить характеристику станет невозможно.
Процедура получения характеристики
Трудовой кодекс не регламентирует порядок оформления характеристики. Однако такая документация подпадает под действие статьи 61 ТК РФ. Работодатель должен предоставить сотруднику, включая бывшего, любую документацию о его трудовой деятельности.
Характеристика с места работы включает информацию о периоде работы и другие аналогичные данные. Следовательно, руководство организации обязано подготовить характеристику в трехдневный срок после получения обращения работника.
Правила составления характеристики
Традиционно характеристика готовится на бумажном носителе. Допускается электронное оформление документа, однако его использование имеет значительные ограничения. Обязательными элементами характеристики являются:
- исходящий номер регистрации компании или предпринимателя (каждый документ подлежит внутреннему учету);
- полные реквизиты организации или ИП согласно ЕГРЮЛ или ЕГРИП (название компании, ИНН, ОГРН и другие идентификаторы);
- автограф руководителя с расшифровкой, указание должности;
- оттиск печати юридического лица или ИП (при ее наличии).
При использовании фирменного бланка с исходящим штампом, он должен присутствовать в характеристике. Регистрационный номер может понадобиться для проверки достоверности документа. Такую проверку могут инициировать судебные инстанции или представители правоохранительных органов.
Подготовкой документа может заниматься любой уполномоченный сотрудник организации. Обычно составлением характеристик занимается персонал кадровой службы, работающий с личными делами сотрудников. Также эту функцию могут возложить на специалиста по делопроизводству.
Наполнение характеристики определяется различными факторами – от профессионального статуса и места службы до назначения документа. Основные пункты, которые включаются практически в любую характеристику:
- персональные сведения о работнике, которому выдается документ;
- хронология работы в организации (даты начала и окончания трудовых отношений);
- профессиональный статус, специальность (в соответствии с трудовым договором и штатным расписанием);
- подразделение работы в структуре организации (отдел, участок, цех, филиал и пр.);
- перечень основных должностных обязанностей;
- профессиональная подготовка работника (образование, программы повышения квалификации, дополнительные компетенции);
- профессиональные качества – лидерские способности, способность к самостоятельной работе, исполнительность;
- профессиональная репутация – оценка работы руководством, сотрудниками, клиентами и партнерами;
- личностные характеристики, коммуникация с коллективом и начальством;
- информация о достижениях, поощрениях, наградах;
- итоговая оценка работника по совокупности показателей.
При составлении характеристики необходимо использовать данные кадровой документации – приказы о трудоустройстве и увольнении, трудовые соглашения, учет рабочего времени, записи о поощрениях, трудовую книжку.
Получатели характеристики
Организация обязана предоставить характеристику любому действующему или уволенному работнику. Законодательство не устанавливает сроков давности для обращения за документом.
Характеристику работника, получить могут:
- доверенное лицо при наличии соответствующих полномочий (например, защитник по судебному делу);
- правоохранительные структуры, поскольку содержание характеристики может служить смягчающим обстоятельством в уголовном или административном процессе;
- судебные инстанции (например, при определении места проживания ребенка с одним из родителей);
- иные уполномоченные органы.
Работник, которому требуется характеристика, может обратиться к руководству в устной или письменной форме. Другие лица получат характеристику только при подтверждении полномочий или по официальному запросу государственных органов.

Автор статьи: Акулов Александр Владимирович
Юрист с опытом арбитражного судопроизводства по гражданским и уголовным делам.
По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
300 РУБЛЕЙ БЕСПЛАТНО
*До 24.03.2025
Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.
- Опишите свою ситуацию, можно вкратце, и нажмите кнопку "Задать вопрос".
- На следующем шаге укажите Ваше Имя, Телефон и Регион, в котором вы находитесь.
- Нажмите "Готово", чтобы передать свой вопрос нашим специалистам.
- Опытный юрист бесплатно изучит Вашу ситуацию, подготовит решение и перезвонит вам через несколько минут.